Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями финансового обеспечения муниципального уровня и местного самоуправления на этом уровне. Российская бюджетная система достаточно централизована на данный момент и даже в условиях номинального федерализма, не имеет присущих федеративному государству черт финансовой самостоятельность субъектов и муниципалитетов. В связи с этим возникает необходимость анализа возможных путей изменения финансово-экономических основ местного самоуправления. Номинально субъекты и города отделены от государственной власти и имеют местное самоуправление и собственный бюджет, однако на деле полномочия местного самоуправления сводятся к простому распределению полученных средств, а бюджет формируется из региональных дотаций, а не собственных поступлений в большинстве регионов. Современное государство достаточно жестко контролирует объем доходов и расходов муниципалитетов на целевые нужды, часто лишая их возможности оставлять большую часть заработанных средств в самом городе. В такой связи образование фондов развития городов, может стать очень серьезной поддержкой в их долгосрочном развитии и текущем обслуживании государственного фонда имущества, инфраструктуры и других объектов.
Наличие финансовой самостоятельности муниципалитетов существенно повышает их конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов, которые захотят вкладываться в развитие бизнеса в конкретном городе, так как финансовые возможности могут быть потрачены и на софинансирование государственно-частного партнерства. Фонд муниципального развития может быть и часть городского развития и частью финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Развитие финансовой самостоятельности через формирование фондов муниципального развития для российских городов может в перспективе стать существенным драйвером роста и развития, поэтому данную тему можно считать актуальной.
Исследование данной темы отражено в работах: Ефремов А.В., Иванов, В. В., Иншакова, Е. Г., Кнутов, А. В., Ковров, Э. Л., Козлова, Л. С., Лизунова, С. А., Лось, Л. В., Нечаев С.А., Саая, А. С.,Сулейманова, З. С.
Объект исследования – местное самоуправление. Предмет исследования – финансово-экономические основы местного самоуправления
Целью исследования является анализ финансово-экономической основы местного самоуправления муниципальных образований.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ финансового обеспечения местного самоуправления.
2. Проанализировать способы финансирования местного самоуправления на муниципальном уровне.
3. Предложить мероприятия совершенствования финансово-экономических основ местного самоуправления.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, бизнес-аналитики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и назначение местного самоуправления
Конституция РФ определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населением конкретного субъекта вопросов местного значения, а в том числе и владение, пользование и распоряжение объектами, находящимися в муниципальной собственности [1].
В рассуждениях исследователей о характере местного самоуправления нет однозначной точки зрения. Если учесть традиционный подход к ее природе, то местное самоуправление рассматривается через призму государственной власти. Так, в диссертации Н. В. Павлова на тему «Правовое регулирование городского управления» автор исследует место городского управления в общей системе социального управления, содержание городского управления и некоторые проблемы, возникающие в ходе практической деятельности. Автор отмечает, что государственное и муниципальное управление имеют схожий характер. Их главная общая особенность в том, что они оба решают социально значимые вопросы общества и государства. При этом муниципальное управление обозначается автором как вид социального управления, которое осуществляется органами местного самоуправления территории. Этот вид управления направлен на решение локальных вопросов.
Таким образом, при таком подходе местное самоуправление выступает в качестве вида публичной власти, которая, в свою очередь, осуществляется в конкретных формах правления. Эта особенность служит критерием для изоляции местного самоуправления, его дифференциации от других видов государственного управления и придания ему независимых особенностей. Что касается субъекта городского управления, то в законодательстве о местном самоуправлении установлены формы его организации. Способы воздействия на объект городского управления зависят от типа субъекта. Сам объект городского управления представлен в виде городского хозяйства, включающего отношения двух уровней. Первый уровень таких отношений заключается в поведении граждан, населяющих муниципалитет, второй уровень - муниципальная собственность и сама территория самоуправления.
Говоря о методологической роли в концепции характера местного самоуправления, стоит отметить определение Конституционного Суда РФ № 236-O, которое устанавливает, что самоуправление осуществляется на основе сочетания общественных и государственных принципов. Кроме того, в постановлении Конституционного суда РФ № 3 суд указывает, что термин «орган власти» не может говорить о местном самоуправлении как о государственной власти. Отмечается, что государственная власть в том числе и может быть муниципальной [3].
Таким образом, местное самоуправление - это право и способность местного самоуправления реализовывать и контролировать вопросы, входящие в компетенцию местного самоуправления, действуя при этом в рамках законодательства в целях реализации интересов народа и под самостоятельную ответственность.
В структуру органов местного самоуправления входит довольно много субъектов. Каждый из этих органов имеет самостоятельный правовой статус, а в том числе и компетенцию, и полномочия. Так, в настоящее время в структуру местного самоуправления входят следующие органы:
− представительный орган;
− глава городского образования;
− местная администрация;
− орган контроля и аудита [4].
В список этих органов в зависимости от формы городского образования в том числе и может входить избирательная комиссия городского образования.
Так, в структуру органов местного самоуправления должны входить представительный орган, глава городского образования, местная администрация и контрольно-ревизионный орган. В список этих органов в зависимости от формы городского образования в том числе и может входить избирательная комиссия городского образования. Каждый из этих органов должен пройти юридически регулируемый процесс создания и формирования. При этом полномочия законодательных органов строго ограничены нормативными правовыми актами, хотя существуют исключения, согласно которым органы местного самоуправления могут осуществлять государственные полномочия только в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ефремов А.В. Финансово-экономическая основа местного самоуправления // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2022. - №4 (5). -С. 31-37.
2. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
3. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е. Г. Иншакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
4. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
5. Ковров, Э. Л. Местное самоуправление в России как основа демократии: системный подход / Э. Л. Ковров, В. Л. Кукушкин, А. Е. Ухов // Управление пространственным развитием территорий: глобальные тренды и региональные приоритеты: Материалы научно-практической конференции, Вологда, 20 декабря 2018 года. - 2019. – С. 55-66.
6. Козлова, Л. С. Административные регламенты: учебное пособие для вузов / Л. С. Козлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 415 с.
7. Лизунова, С. А. Финансово-экономические основы местного самоуправления: правовые аспекты / С. А. Лизунова, В. Ю. Войтович // Правотворчество и правоприменение: вопросы теории и практики : Сборник научных статей по результатам научно-исследовательского семинара, Ижевск, 12 октября 2020 года - 2020. – С. 83-88.
8. Лось, Л. В. Развитие местного самоуправления в России: Теоретические аспекты / Л. В. Лось // Океанский менеджмент. – 2021. – № 3(12). – С. 66-71.
9. Нечаев С.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 266 с.
10. Саая, А. С. Понятие местного самоуправления / А. С. Саая // Экономика и право. Современное состояние и перспективы развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 05 мая 2022 года. –2022. – С. 13-18.
11. Сулейманова, З. С. Анализ формирования местных бюджетов российской федерации / З. С. Сулейманова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 12-3(58). – С. 89-93.
12. Тихонова, А. С. экономические основы местного самоуправления / А. С. Тихонова, И. Ю. Золотарева, Е. З. Суфянова // Аллея науки. – 2018. – Т. 4, № 3(19). – С. 415-418.
13. Отчет об исполнении бюджета городского округа Жигулевск за 2020 г. URL: https://zhigu.samgd.ru/territory/budget/otchet_ob_ispolnenii_bjudzheta_gorodskogo_okruga_z/otchet_ob_ispolnenii_bjudzheta_za_2020_god/ (дата обращения: 08.02.2024).
14. Отчет об исполнении бюджета городского округа Жигулевск за 2021 г. URL: https://zhigu.samgd.ru/territory/budget/otchet_ob_ ispolnenii_bjudzheta_gorodskogo_okruga_z/ (дата обращения: 08.02.2024).
15. Сводная бюджетная роспись местного бюджета: Методические рекомендации Минфина России от 17.12.2018. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 08.02.2024).